Версия сайта для слабовидящих.
гербОрганы местного самоуправления
муниципального образования
«Бирское городское поселение»
Облученского района
Еврейской автономной области

admbira.ru - официальный сайт

МЧС информирует

Памятка "О недопустимости нарушений обязательных требований на землях сельскохозяйственного назначения"

от 21 марта 2022 года

Памятка "О недопустимости нарушений обязательных требований на землях сельскохозяйственного назначения"

 

В целях проведения профилактических мероприятий направленных на предупреждение нарушений обязательных требований отдел по Еврейской автономной области Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области напоминает Вам об обязанностях правообладателей земельных участков по проведению   обязательных фитосанитарных, агротехнических,  агрохимических и мелиоративных мероприятиях, а также по использованию земельных участков по целевому назначению.

Вы обязаны  знать и соблюдать нормы законодательства РФ, предвидеть  вредные последствия своих действий, а также обеспечить выполнение всех зависящих от Вас мер по предотвращению нарушения обязательных требований предусмотренных действующим законодательством.

В Российской Федерации земля подлежит особой охране по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. и имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации) (далее – Конституция РФ): органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей  9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей  36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федеральных законов: от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ «Гражданский кодекс  Российской Федерации» (далее - ГК РФ);  от 25.10.2001 N 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» (далее- ЗК РФ); от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; от 16.07. 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 42  Федерального закона  от 10.01.2002 г.  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»   предусматривает, что при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды; объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

В состав земель в Российской Федерации входит категория земель сельскохозяйственного назначения.   Использование данных земель, должно осуществляться в соответствии с установленным целевым назначением (ст.7   ЗК РФ).

Целями охраны земель являются: предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12  ЗК РФ).

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч.1 ст.13 ЗКФ)

  В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по (ч.2 ст.13 ЗК Ф):

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

  Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст.42 ЗК РФ).

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны  осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения (посредством систематического проведения технических, мелиоративных, фитосанитарных и иных мероприятий), а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения").

В целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения должны проводиться    агрохимические  мероприятия, т.е.   совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов, при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды.

Эффективность отдельных видов минеральных удобрений зависит от обеспеченности почв питательными веществами. Следовательно, что результаты агрохимического обследования земель (агрохимический паспорт поля) необходимы для расчета  норм  внесения  минеральных  и органических удобрений,  в целях  обеспечения их экономической эффективности и экологической безопасности, они являются исходной характеристикой почвенного плодородия земельных участков и основой для  планирования мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв. Прогрессивное повышение почвенного плодородия и урожайности сельскохозяйственных культур возможно только при положительном балансе азота и фосфора в земледелии и поддержания повышенного и высокого содержания калия в почвах.  Непроведение агрохимического обследования почв может повлечь  неконтролируемое повышение кислотности почвы, щелочности, снижение подвижного фосфора и обменного калия и значительное ухудшение качества почв, что негативно воздействует на окружающую среду, ухудшает качественное состояние земли.

 Один раз в 5 лет в целях контроля плодородия почв земельных участков сельскохозяйственного назначения правообладателями земельных участков должны проводиться агрохимические обследования.

Отбор проб для химического, бактериологического и гельминтологического анализов проводят не менее 1 раза в год. Для контроля загрязнения тяжелыми металлами отбор проб проводят не менее одного раза в три года.

  Охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом следующего требования (в числе прочего): определение норм, сроков и техники внесения удобрений, химических мелиорантов и других средств химизации с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов. Изложенное свидетельствует о том, что агрохимическое обследование почв является обязательным мероприятием по охране почв.

      Постановлением Совета Министров РСФСР от 18.05.1962 N 698 "Об усилении борьбы с сорными растениями" утверждены Основные общереспубликанские правила по борьбе с сорными растениями на территории РСФСР" (далее - Правила).

Правилами установлено, что:

 Сорные растения уменьшают запасы питательных веществ и влаги в почве, затрудняют уборку урожая и являются рассадниками болезней и вредителей сельскохозяйственных культур. Многолетние сорняки размножаются семенами, а также порослью от подземных частей - корнями и корневищами. Наибольший вред из них приносят корневищевые - пырей ползучий, хвощ полевой, острец, свинорой, гумай; корнеотпрысковые - осот полевой, бодяк полевой, все виды молочая, горчак розовый, вьюнок полевой (березка).

Борьба с сорными растениями должна проводиться агротехническими, химическими и другими средствами с учетом биологических особенностей развития отдельных видов сорняков и применительно к почвенно-климатическим условиям.

При этом в пункте 3 раздела 2 названных Правил указано на необходимость содержать в чистоте от сорняков луга, пастбища, прилегающие к полям опушки леса, полевые станы и другие земли. Уничтожение сорняков производить в возможно ранней стадии их развития, как правило, до начала цветения.

Согласно пунктам 10 и 11 раздела 2 Правил применять специальные химические препараты-гербициды, обеспечивающие уничтожение сорняков без повреждения посевов культурных растений; каждое хозяйство разрабатывает необходимую систему мероприятий по борьбе с сорняками применительно к местным почвенно-климатическим условиям и характеру засоренности полей.

Пунктом 12 раздела 2 Правил предусмотрено, что для правильной организации борьбы с сорняками рекомендуется периодически проводить обследование и учет засоренности полей.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (ред. от 21.03.2017) «О противопожарном  режиме» запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.

 Граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения (ст. 29  Федерального закона от 10.01.1996 N4-ФЗ "О мелиорации земель")
На осушительных системах не должно осуществляться засорение и повреждение каналов, водоприемников, защитных валов и других элементов системы (п. 2.2.3.  Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (утв. Минсельхозпродом РФ 26.05.1998).

Основными эксплуатационными мероприятиями, обеспечивающими нормальное состояние осушительной системы, являются   удаление из проводящих каналов и водоприемников случайно попавших предметов, затрудняющих свободное течение воды и создающих подпор; скашивание травянистой растительности, вырубка кустарников на откосах и бермах каналов, защитных валов и дамб (п.2.2.4.  Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений).   

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ  владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Статья 284 ГК не позволяет собственнику земельного участка оставлять его без использования, и тем самым его право пользования земельным участком становится одновременно его обязанностью.

 

Отдел предупреждает, что за невыполнение обязательных требований предусмотрена  ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель:

 

В соответствии со статьей 74 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством; привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Статьей  76 ЗК РФ  установлено, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

  Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

  Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

 Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.

Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:

  Статья 8.6. Порча земель

  1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  1. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

  1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

  1. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

 

Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

  1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", -

влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

 

Ответственность за нарушение требований   в области мелиорации земель  предусмотрена КоАП РФ:

Статья 10.9. Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта

 

Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

 

Статья 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем

 

  1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  1. Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

  1. Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

 

 

По всем интересующим Вас вопросам обращаться в отдел по Еврейской автономной области Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области по адресу: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 41, каб. № 6, тел. 8(42622)41621, эл. адрес: zemnadzoreao@yandex.ru

Сайт admbira.ru является официальным сайтом Органов местного самоуправления муниципального образования «Бирское городское поселение» Облученского района Еврейской автономной области. Электронная почта info@admbira.ru является официальной электронной почтой Органов местного самоуправления муниципального образования «Бирское городское поселение» Облученского района Еврейской автономной области
Все материалы сайта доступны по Лицензии.
Информация о сайте admbira.ru.
Ограничение по возрасту: 18+.  |  Сегодня: 19 мая 2024 года, воскресенье.
Сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
  
Уважаемый Посетитель! Вы просматриваете версию сайта для слабовидящих в следующем варианте:
Цветовая схема: ЧЁРНЫМИ БУКВАМИ ПО БЕЛОМУ ФОНУ:
цвет фона - БЕЛЫЙ, цвет текста - ЧЁРНЫЙ, размер шрифта - СРЕДНИЙ, расстояние между буквами - ОБЫЧНОЕ, Изображения не отображаются

ВЫКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ    ВКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Выбрать другой вариант просмотра сайта →
 © 2012 - 2024 Органы местного самоуправления муниципального образования «Бирское городское поселение» Облученского района Еврейской автономной области