МЧС
от 21 марта 2022 года
Памятка "О недопустимости нарушений обязательных требований на землях сельскохозяйственного назначения"
В целях проведения профилактических мероприятий направленных на предупреждение нарушений обязательных требований отдел по Еврейской автономной области Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области напоминает Вам об обязанностях правообладателей земельных участков по проведению обязательных фитосанитарных, агротехнических, агрохимических и мелиоративных мероприятиях, а также по использованию земельных участков по целевому назначению.
Вы обязаны знать и соблюдать нормы законодательства РФ, предвидеть вредные последствия своих действий, а также обеспечить выполнение всех зависящих от Вас мер по предотвращению нарушения обязательных требований предусмотренных действующим законодательством.
В Российской Федерации земля подлежит особой охране по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. и имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации) (далее – Конституция РФ): органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федеральных законов: от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (далее - ГК РФ); от 25.10.2001 N 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» (далее- ЗК РФ); от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; от 16.07. 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Статья 42 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды; объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.
В состав земель в Российской Федерации входит категория земель сельскохозяйственного назначения. Использование данных земель, должно осуществляться в соответствии с установленным целевым назначением (ст.7 ЗК РФ).
Целями охраны земель являются: предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ).
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч.1 ст.13 ЗКФ)
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по (ч.2 ст.13 ЗК Ф):
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст.42 ЗК РФ).
Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения (посредством систематического проведения технических, мелиоративных, фитосанитарных и иных мероприятий), а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения").
В целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения должны проводиться агрохимические мероприятия, т.е. совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов, при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды.
Эффективность отдельных видов минеральных удобрений зависит от обеспеченности почв питательными веществами. Следовательно, что результаты агрохимического обследования земель (агрохимический паспорт поля) необходимы для расчета норм внесения минеральных и органических удобрений, в целях обеспечения их экономической эффективности и экологической безопасности, они являются исходной характеристикой почвенного плодородия земельных участков и основой для планирования мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв. Прогрессивное повышение почвенного плодородия и урожайности сельскохозяйственных культур возможно только при положительном балансе азота и фосфора в земледелии и поддержания повышенного и высокого содержания калия в почвах. Непроведение агрохимического обследования почв может повлечь неконтролируемое повышение кислотности почвы, щелочности, снижение подвижного фосфора и обменного калия и значительное ухудшение качества почв, что негативно воздействует на окружающую среду, ухудшает качественное состояние земли.
Один раз в 5 лет в целях контроля плодородия почв земельных участков сельскохозяйственного назначения правообладателями земельных участков должны проводиться агрохимические обследования.
Отбор проб для химического, бактериологического и гельминтологического анализов проводят не менее 1 раза в год. Для контроля загрязнения тяжелыми металлами отбор проб проводят не менее одного раза в три года.
Охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом следующего требования (в числе прочего): определение норм, сроков и техники внесения удобрений, химических мелиорантов и других средств химизации с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов. Изложенное свидетельствует о том, что агрохимическое обследование почв является обязательным мероприятием по охране почв.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 18.05.1962 N 698 "Об усилении борьбы с сорными растениями" утверждены Основные общереспубликанские правила по борьбе с сорными растениями на территории РСФСР" (далее - Правила).
Правилами установлено, что:
Сорные растения уменьшают запасы питательных веществ и влаги в почве, затрудняют уборку урожая и являются рассадниками болезней и вредителей сельскохозяйственных культур. Многолетние сорняки размножаются семенами, а также порослью от подземных частей - корнями и корневищами. Наибольший вред из них приносят корневищевые - пырей ползучий, хвощ полевой, острец, свинорой, гумай; корнеотпрысковые - осот полевой, бодяк полевой, все виды молочая, горчак розовый, вьюнок полевой (березка).
Борьба с сорными растениями должна проводиться агротехническими, химическими и другими средствами с учетом биологических особенностей развития отдельных видов сорняков и применительно к почвенно-климатическим условиям.
При этом в пункте 3 раздела 2 названных Правил указано на необходимость содержать в чистоте от сорняков луга, пастбища, прилегающие к полям опушки леса, полевые станы и другие земли. Уничтожение сорняков производить в возможно ранней стадии их развития, как правило, до начала цветения.
Согласно пунктам 10 и 11 раздела 2 Правил применять специальные химические препараты-гербициды, обеспечивающие уничтожение сорняков без повреждения посевов культурных растений; каждое хозяйство разрабатывает необходимую систему мероприятий по борьбе с сорняками применительно к местным почвенно-климатическим условиям и характеру засоренности полей.
Пунктом 12 раздела 2 Правил предусмотрено, что для правильной организации борьбы с сорняками рекомендуется периодически проводить обследование и учет засоренности полей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (ред. от 21.03.2017) «О противопожарном режиме» запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.
Граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения (ст. 29 Федерального закона от 10.01.1996 N4-ФЗ "О мелиорации земель")
На осушительных системах не должно осуществляться засорение и повреждение каналов, водоприемников, защитных валов и других элементов системы (п. 2.2.3. Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (утв. Минсельхозпродом РФ 26.05.1998).
Основными эксплуатационными мероприятиями, обеспечивающими нормальное состояние осушительной системы, являются удаление из проводящих каналов и водоприемников случайно попавших предметов, затрудняющих свободное течение воды и создающих подпор; скашивание травянистой растительности, вырубка кустарников на откосах и бермах каналов, защитных валов и дамб (п.2.2.4. Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Статья 284 ГК не позволяет собственнику земельного участка оставлять его без использования, и тем самым его право пользования земельным участком становится одновременно его обязанностью.
Отдел предупреждает, что за невыполнение обязательных требований предусмотрена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель:
В соответствии со статьей 74 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством; привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Статьей 76 ЗК РФ установлено, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.
Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
Статья 8.6. Порча земель
- Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
- Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
- Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", -
влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
Ответственность за нарушение требований в области мелиорации земель предусмотрена КоАП РФ:
Статья 10.9. Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта
Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статья 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем
- Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
- Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
- Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
По всем интересующим Вас вопросам обращаться в отдел по Еврейской автономной области Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области по адресу: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 41, каб. № 6, тел. 8(42622)41621, эл. адрес: zemnadzoreao@yandex.ru